четверг, 16 января 2014 г.

Феномен распродаж

Места, где разворачивается массовая торговля (большие магазины, рынки, рестораны и т.д.), представляют собой социокультурные поля, возникающие вследствие прямого и косвенного взаимодействия большого количества разнообразных субъектов по поводу купли и продажи товаров и услуг. Следствием этого является формирование силового поля, попав в которое индивид ведет себя не так, как он вел бы себя вне него. Иначе говоря, попав в него, он отклоняется от заранее продуманной траектории поведения. Всем известно: хороший продавец может продать  любой товар . Главное - знать психологию покупателя. А дальше - дело техники. Способов затуманить мозг клиенту предостаточно. В арсенале маркетологов сезонные распродажи и скидки, праздничные акции и подарки.

Суть любой распродажи – как можно скорее продать вещи из старых коллекций либо избавиться от бракованной продукции. На что только не идут хитроумные продавцы, чтобы задурманить нам сознание: тут и всем известные скидки дня, и две вещи по цене одной, и подарки при покупке. Однако даже если многим уже известно, что такие супер-скидки не падают с неба, а скорее всего, заранее включаются в стоимость продукции, мы все равно  заклевываем эту уловку. Это происходит по одной простой причине, имя которой «ажиотаж», намеренно устроенной продавцами.  Например, женщины, внутренне ориентирующиеся на чужое мнение, замечают повышенный интерес месту распродажи и просто не могут не зайти. А уже внутри их встречают кричащие «-50%», нет, «-70%»! Как уж тут устоять? Все толкаются, расхватывают вещи, здесь не до обдумывания – ведь вон такая выгода.
Покупатели, совершая покупки на глазах у других посетителей магазинов, способствуют созданию атмосферы, стимулирующей покупательскую активность. Совершенные публично покупки – это подсказка другим: «А ты это купил? А ты это уже пробовал?». Использование сетчатых тележек делает процесс покупки гласным, что придает ей силу внушения. Очередь у кассы, где все стоят с наполненными тележками, - зона особенно сильного взаимовлияния покупателей. Здесь они видят, что покупают другие, при наличии интереса спрашивают впечатления от прежних покупок. В этом контексте очередь у кассы (в пределах, когда не вызывает сильного раздражения и не толкает к переходу в другой магазин) является не издержкой торгового процесса, а важным рычагом повышения его эффективности.

Чтобы распродажи не стали для вас местом пустых трат, научитесь перед походом в магазины заранее планировать, какая вещь вам нужна в первую очередь.

Комментариев нет: